Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю считает целесообразным разъяснить порядок надзора за безопасностью молока и молочной продукции.
Россельхознадзора связан с появившейся в СМИ информацией о том, что существующая практика контроля остаточных количеств ветеринарных лекарственных средств в указанной продукции наносит ущерб экспортному потенциалу страны и создает барьеры для предприятий.
Порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере обращения пищевых продуктов животного происхождения, а также контроль за их соответствием установленным требованиям урегулирован как законодательством Российской Федерации, так и договорно-правовой базой ЕАЭС.
Статьей 53 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29 мая 2014 года, установлено, что продукция, в том числе молочная, проходят необходимые процедуры оценки в соответствии с требованиями Технических Регламентов ЕАЭС. Техническими Регалментами установлено, что наличие остатков ветеринарных лекарственных препаратов в животноводческой продукции, на этапе обращения, не допускается.
В РФ в государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения в настоящее время внесено свыше 550 различных препаратов и соответственно, все эти препараты могут применяться в молочном животноводстве для лечения продуктивных животных.
Следовательно при исследовании продукции от таких животных речь о нулевом содержании или нулевой толерантности не идет.
Исследования молока и молочной продукции проводятся с использованием официально зарегистрированных методов контроля. Их чувствительность не подразумевает так называемую «нулевую концентрацию» и имеют диапазон, отличный от нуля.
Таким образом, государственный контроль за применяемыми в животноводстве лекарственными препаратами осуществляется исходя из норматива "не допускается в пределах чувствительности метода контроля".
Следует отметить, что аналогичная норма установлена для антибиотиков, установленных в ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции":
левомицетин (хлорамфеникол) не допускается (менее 0,0003);
тетрациклиновая группа не допускается (менее 0,01);
стрептомицин не допускается (менее 0,2);
пенициллин не допускается (менее 0,004).
Относительно Решения № 28 «О максимально допустимых уровнях остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), которые могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, и методиках их определения» считаем возможным отметить, что перечень зарегистрированных и разрешенных к применению продуктивным животным лекарственных препаратов гораздо шире поименованного в Решении № 28.
Кроме того, его применение незаконно и противоречит требованиям ст. 53 Договора и расценивается как дополнительная процедура оценки, что противоречит п. 2 указанной статьи.
Ввиду чего Россельхознадзором применяются нормативы, установленные в ТР ЕАЭС, а применение иных норм, в том числе установленных Решением №28, является дополнительной процедурой оценки, нарушает Договор, что в свою очередь создает барьеры для предприятий на внутреннем рынке.
ИСТОЧНИК