В нашей стране инструкции или вообще не читают,
или читают, когда уже что-то сломали
Неизвестный автор
Люди встречаются, люди влюбляются, женятся! У одних это навсегда, у других затягивается, у третьих вообще все быстро проходит. Однажды кто-то из супругов внезапно осознает, что живет совсем не так, как ему хочется и появляется нездоровая тема, именуемая в народе – развод
Где развод, там, соответственно, раздел.
Надеяться на то, что кто-то кому-то уступит – значит быть чрезмерно наивным. Следует также понимать, что «справедливость» в обывательском и юридическом смысле – это две большие разницы. Эта разница познается в суде, где супруги судятся за право иметь право на полюбившееся каждому имущество.
Как заметил один знающий человек, принцип бизнеса с женщиной – это или бизнес, или с женщиной. Поскольку этому принципу мало кто следует, рассмотрим ситуацию, когда о разделе имущества заявляет супруга, являющаяся членом крестьянского хозяйства, не являющегося юридическим лицом.
Если супруга не наивная чукотская девочка, то ждите требование не о разделе имущества и выплате компенсации, а об определении доли в общем имуществе крестьянского хозяйства. Если ранее соглашение не заключалось, то за супругой будет признана ½ доля в общем имуществе крестьянского хозяйства. Тут без вариантов. Это будет означать, что супруга будет продолжать оставаться членом крестьянского хозяйства и иметь многие годы ровно половину от дохода хозяйства.
По-другому и быть не может. Почему?
Исключить супругу из членов крестьянского хозяйства, если она не хочет, не получится. Действующее законодательство не содержат норм, регламентирующих принудительное, в том числе в судебном порядке, исключение члена крестьянского хозяйства из хозяйства. Прекращение членства возможно только в двух случаях: выход на основании заявления в письменной форме или смерть. Есть правда решения судов о прекращении членства в крестьянском хозяйстве, но это при условии совершения лицом из ряда вон выходящих действий, направленных против интересов хозяйства.
Отсутствие личного трудового участия в делах крестьянского хозяйства также не повод для исключения из членов. Заметьте, в законе говорится не о трудовом участии, а о личном участии в деятельности хозяйства. Поэтому, если супруга однажды приняла участие в общем собрании или съездила на рынок за продуктами для работников крестьянского хозяйства, проследила за составлением меню и приготовлением пищи, знайте – это есть ее участие в деятельности крестьянского хозяйства.
Бывает и так, что супруга не намерена оставаться членом крестьянского хозяйства.
Если ей в ходе бракоразводного процесса в голову придет мысль прекратить членство в крестьянском хозяйстве, по выходу из него она вправе потребовать денежную компенсацию соразмерную ее доле, но не имущество.
И в течение года эта компенсация должна быть выплачена, хотите вы этого или нет. Это факт, смиритесь с ним.
Имущество крестьянского хозяйства при выходе одного из членов в натуре разделу не подлежит. Раздел в натуре возможен только в случае прекращения деятельности крестьянского хозяйства.
Теперь о ситуации, когда супруга членом крестьянского хозяйства не является.
Имеет ли она право на долю в имуществе крестьянского хозяйства или на денежную компенсацию?
Разумеется, нет! Обоснование следующее.
Общая совместная собственность в соответствии с законом может быть либо у супругов, либо у членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Не может одно и то же имущество быть в совместной собственности одновременно и супругов, и членов крестьянского хозяйства.
При разделе общего имущества супругов определяют долю не в праве, а непосредственно в имуществе. Каждому из супругов в собственность отходит непосредственно вещь: жене – норковая шуба, мужу – кроличья шапка. И так делится все имущество с единственным условием: по стоимости вещи, отошедшие супруге, должны соответствовать по стоимости вещам, отошедшим супругу. Разница в стоимости шубы и шапки компенсируется либо деньгами, либо другим имуществом.
Поскольку супруга не является членом крестьянского хозяйства, никаких прав на имущество хозяйства она не имеет и это имущество не подлежит разделу или выделу при расторжении брака.
А вот доход, полученный по результатам деятельности хозяйства, другими словами, деньги, оказавшиеся в кармане супруга, будут предметом раздела общего имущества супругов.
Вроде бы все просто и понятно. При этом хочется обратить внимание на то, что стены судов не украшают полотнища с надписью «Добро пожаловать!». Но все почему-то ломятся в двери суда с надеждой, что незнакомая тетя или дядя, поделят то, что и без них делится пополам, и не будут делить то, что не делится. Процедура раздела сама по себе короткая, но в суде это займет несколько месяцев.
Закон предоставляет прекрасные возможности избежать проблем при разводе и разделе имущества, темы во многом субъективной. Для определения режима собственности супругов существует брачный договор, для имущества крестьянского (фермерского) хозяйства – соглашение. Игнорирование такой возможности приводит к тому, что раздел имущества заканчивается потом словами, которые не употребляют в печати, но имеют большое хождение в народе.
А. И. Рыбицкий, юрист f
Продолжение следует