Большая часть действующих веществ (д. в.) пестицидов, используемых в России, закупается за границей, это увеличивает их себестоимость и делает российских производителей зависимыми от импорта. Основной производственной площадкой действующих веществ является Китай, однако там в последние годы, в целях заботы об экологии, были приняты законы, призванные закрыть часть опасных производств, что открывает возможности перед другими странами.
Производство д. в. на территории России – залог продовольственной безопасности страны. В настоящее время высокоэффективные современные д. в. у нас не производятся, импорт составляет 100% (Вадим ФЕДОРОВ, коммерческий директор ВНИИХСЗР). Как отмечает эксперт, развитие химико-биологической промышленности, приход лидеров химической индустрии из Европы и США на рынок Китая, внедрение инновационных подходов органического синтеза – создали предпосылки для производства большого количества новых, эффективных веществ, благодаря которым объемы производства д. в. выросли многократно. Естественно, это сказалось и на конкурентоспособности и ценообразовании продуктов.
Основной площадкой производства сложных химически опасных веществ стал Китай, где сосредоточено более 1500 предприятий, выпускающих химикаты для сельского хозяйства, а ежегодный объем производимых пестицидов превышает 2,1 млн т. По количеству получаемых пестицидов Китай уже давно конкурирует с транснациональными отраслевыми компаниями.
Западные лидеры рынка не спешат переносить синтез новых препаратов на территории третьих стран. К примеру, на территории КНР, в основном, производятся дженерики, т. е. д. в., производство которых в силу таких причин, как безопасность и энергоемкость затратно для выработки в развитых странах. Продукты, произведенные в КНР, дешевле.
Однако здесь существует проблема «технологичного передела». Одно дело производить д. в. по легально приобретенной лицензии, поступаясь значительной частью прибыли, и другое дело – использовать собственные «технологические наработки», пытаясь добиться идентичности продукта. Как правило, во втором случае результат в силу объективных причин – засекреченного ноу-хау – получается отрицательный. Вырабатываемые дженерики не все обладают совокупностью биохимических свойств, присущих оригиналу. Отсюда и проблемы с процессом регистрации и эффективностью применения препаратов. А развитие резистентности у вредоносных объектов, высокая пестицидная нагрузка на почву и моральное устаревание дженериков ряда д. в. определяют их низкую прикладную экономическую эффективность, предупреждает эксперт.
С каждым годом все больше различных компаний заходит на рынок по продаже пестицидов и агрохимикатов. Многие предлагают дженерики, причем стоимость у всех разная. Отсюда и выливается качество препаратов. В 2020 году мы проверили препараты двух компаний. В опыте мы использовали препараты с одними и теми же действующими веществами (д. в.) пестицидов.
Опыт был заложен на территории ООО «Динамо» Нехаевского района, Волгоградской области.
Сорт озимой пшеницы – Марафон.
Сев – 04.09.2019 г.
Система защиты озимой пшеницы
Вариант 1
Предпосевная обработка семян озимой пшеницы – ШТ (д.в. дифеноконазол тиаметоксам (актара) 262,5 г/л + флудиоксонил 25 г/л)– 1,2 л/т.+ Э (д.в. 200 г/л экстракт морских водорослей +50 г/л органическое вещество + 10 г/л альгиновая кислота+60 г/л N + 25 г/л P+60 г/л К)– 0,2 л/т.
Обработка по вегетации:
- гербицид (д. в. 300 г/л 2,4 Д к-ты + 6,25 г/л флорасулама) – 0,5 л/га+ фунгицид (д. в. 500 г/л карбендазима)+ микроудобрения и регуляторы роста (д.в. 180 г/л экстракт морских водорослей+14 г/л альгиновая кислота + 150 г/л органическое вещество + 90 г/л N + 30 г/л P2O2 + 60 г/л К2О + 16г/л Fe+8 г/л Cu+12г/л Zn + 4г/л Mn ) – 0,2 л/га.
- фунгицид 0,3 л/га (300 г/л пропиконазола + 200 г/л тебуконазола) + микроудобрения и регуляторы роста (180 г/л экстракт морских водорослей + 14 г/л альгиновая кислота + 150 г/л органическое вещество + 90 г/л N + 30 г/л P2O2 + 60 г/л К2О + 16 г/л Fe + 8 г/л Cu + 12 г/л Zn + 4г/л Mn).
- инсектицид против клопа вредная черепашка (150 г/л имидаклоприда + 50 г/л лямбда – цигалотрина) + микроудобрения и регуляторы роста (д. в. 180 г/л экстракт морских водорослей + 14 г/л альгиновая кислота + 150 г/л органическое вещество + 90 г/л N + 30 г/л P2O2 + 60 г/л К2О + 16 г/л Fe + 8 г/л Cu + 12 г/л Zn + 4г/л Mn ) – 0,2 л/га.
Вариант 2
Контроль хозяйства – протравитель, гербицид, фунгициды применяли с аналогичными д. в., но производитель химикатов – другая компания.
Таблица 1. Урожайность озимой пшеницы, 2020 г.
Вывод: дженерик дженерику – рознь! Прибавка урожая зерна озимой пшеницы составила 0,75 т/га, при том, что препараты применяли с одними действующими веществами (д. в.).
Когда несколько фирм производят на основе этого д. в. свои препараты, ситуация на рынке меняется. Для того чтобы производить препараты, нужно сделать соответствующую формуляцию, которая требует определенной рецептуры. Рецептура оригинаторов чаще всего засекречена. Поэтому компании либо покупают рецептуру у оригинатора, либо делают свою. Если д .в. закупается у компании-оригинатора, препараты от нового производителя получаются качественными.
Если компания решила сама выпускать д. в., то ситуация может быть разной. Иногда дженерик на основе пост-патентного д. в. может получиться даже лучше оригинального препарата. Дело в том, что фирма-оригинатор, когда создавала свою рецептуру, рассчитывала на очень широкий круг потребителей. Но препараты, созданные для условий США, не всегда хорошо подходят, например, для Северной Европы. И добросовестные производители, создавая свой дженерик и его рецептуру, могут этот фактор учитывать. И тогда появляется качественный препарат, который «исправил» существовавшие недоработки. Но создать новую рецептуру с учетом выявленных недостатков предыдущих препаратов – совсем недешевое дело. И этим занимаются только несколько крупных компаний.
В различных компаниях на создание качественной рецептуры ресурсы не тратят. И тогда на рынке появляются препараты, у которых даже сложно вычленить все составляющие. Из чего состоит такое д. в., какие примеси добавлены – неизвестно. Что там «намешал» производитель, и как это повлияет на окружающую среду, человека, животных – непонятно.
Есть еще один нюанс. Это – дженерики, которые завозятся по серым схемам. По серым схемам или заниженным ценам обычно завозятся препараты от ненадежных фирм или с не очень хорошей рецептурой, или с не очень чистым действующим веществом. Иначе поставщик ничего не выиграет на таких поставках. И это потребитель тоже должен учитывать. Если на рынке очень дешевый препарат, это повод, чтобы проявить осторожность. Конечно, логика у производителя примерно такая. Если все д. в. одинаковы, эффективность примерно одинакова, то зачем платить больше? Но так можно оказаться в ситуации, что такими дженериками можно просто отравить. У нас, к сожалению, это не учитывают. Из-за финансовых проблем и отсутствия аппаратуры, которая могла бы сделать анализ и выдать заключение.
Поэтому говорить о том, плохие дженерики или хорошие, нельзя. Надо говорить о конкретном препарате.
Иванченко Т. В.,
ведущий научный сотрудник, к. с.-х. н.(ФНЦ агроэкологии РАН) f