Продуктивные показатели КРС
В рассматриваемой статье приведены оценка экстерьерных показателей и мясной продуктивности бычков симментальской, обракской пород и симментал х лимузинских помесей первого поколения, которые позволили определить продуктивные показатели чистопородных и помесных животных.
Убойные показатели бычков и морфологический состав туш позволили определить животных, обладающих более высокой мясной продуктивностью. В результате контрольного убоя животных были получены тяжеловесные туши.
Их масса в 18 месяцев была у бычков симментальской породы – 238,8 кг, у обракской – 266,7 кг, у помесей – 261,7 кг.
Также превосходство подтверждено экстерьерными особенностями. Чистопородные обраки и помеси характеризовались меньшим индексом длинноногости, что вызвано более энергичным ростом грудной клетки. Вместе с тем отмечено увеличение тазогрудного индекса, что характерно для животных мясных пород и помесей с мясным скотом.
Основной целью наших исследований являлось научно-теоретическое обоснование формирования мясной продуктивности чистопородных и помесных животных.
Материал и методика исследований
Научно-производственный опыт проведен в ЗАО «Мир» Железногорского района Курской области. Объектом исследования были животные симментальской и обракской пород и помеси 1 поколения лимузинов с симменталами.
Для изучения роста, развития и мясной продуктивности были сформированы три группы бычков-аналогов по 15 голов в каждой: в первой группе были бычки симментальской породы (контрольная); во второй – обракской, в третьей – симментал х лимузинские помеси I поколения.
Животные симментальской породы и помеси лимузинов с симменталами содержались до 8 месяцев по технологии молочного скотоводства, а обраки в этот период находились на подсосе под матерями. У мясной породы молочность коров определяли методом обратного пересчета по методике Э.Н. Доротюка (1973).
После отъема животных содержали беспривязно по группам на откормочно-выгульной площадке. В 12 месяцев бычков поставили на привязь. Поение животных осуществлялось посредством специальных резервуаров с водой. Рационы для подопытных бычков составлялись исходя из потребности животных в зависимости от продуктивности по нормам кормления. В зимнестойловый период они состояли из сена разнотравного, сенажа и комбикормов собственного производства. В летне-осенний период рационы состояли из зеленой массы бобовых и концентрированных кормов.
Потребление животными других кормов определяли путем вычисления разницы между скормленными и несъеденными остатками.
Первое место в структуре рационов занимали грубые корма (от 29,2 % у обраков до 30,9 % у симменталов), на втором месте были сочные корма (от 22,3 % у обраков до 25,1 % у симменталов), а на третьем – концентраты (от 20,1 % у обраков до 21,8 % у помесей).
Таким образом, анализ данных потребления кормов указывает на сбалансированность рационов по необходимым питательным веществам, что способствует хорошему росту и развитию молодняка.
Весовой рост изучали по результатам ежемесячных взвешиваний каждый месяц в одну и ту же дату и вычисления среднесуточного и относительного приростов.
Для изучения линейного роста каждые три месяца от рождения до снятия животных с откорма брали следующие 9 промеров: высота в холке, высота в крестце, глубина груди, ширина груди за лопатками, ширина в маклоках, косая длина туловища, обхват груди и пясти, полуобхват зада.
На основе этих промеров были вычислены следующие индексы: длинноногости, растянутости, грудной, тазогрудной, сбитости, костистости, массивности, перерослости, мясности.
Мясную продуктивность определяли по результатам контрольных убоев трех бычков из каждой группы в возрасте 15 и 18 месяцев по методике ВИЖ (1977). При этом учитывали съемную и предубойную живую массу, массу парной туши, массу внутреннего сала, убойную массу и убойный выход.
Морфологические показатели туши изучали путем обвалки и жиловки полутуши, которую охлаждали в течение 24 часов при температуре + 4 °С, а затем разделяли на 5 частей: шейную, плечелопаточную, спиннореберную, поясничную, тазобедренную. В полутушах и ее частях определяли содержание мышечной, костной, жировой и соединительной тканей.
Результаты исследований
Под ростом понимают процесс увеличения размеров организма в основном за счет накопления питательных веществ. Рост – количественное изменение организма.
Развитие – это дифференциация и специализация отдельных органов и тканей. Развитие является качественным изменением организма.
Знание особенностей роста и развития скота в отдельные возрастные периоды дает возможность воздействовать в эти периоды специфическими условиями кормления и содержания, существенно изменить пропорции их телосложения и добиться лучшего развития статей, важных для данного направления продуктивности.
Живая масса скота – важный показатель для оценки его мясной продуктивности. Как правило, она увеличивается до определенного предела, в соответствии с индивидуальными, породными и другими особенностями скота.
Весовой рост учитывается на основе систематических взвешиваний животного, что дает возможность достаточно точно определить массу его тела в каждый момент, а также позволяет измерить прирост массы тела животного за определенный промежуток времени.
Получить достаточно точное представление о росте животного только на основании учета его живой массы нельзя, так как растущий организм при временном недостатке питания может увеличить размеры своего тела без изменения его живой массы. Поэтому показатели живой массы животного нужно добавлять данными линейного роста.
Оценка животных по внешнему виду является способом определения достоинств и недостатков животных, их здоровья, физической крепости, породной принадлежности, направления продуктивности.
Измерение животных – это один из точных методов экстерьерной оценки, имеющей важное значение для характеристики особенностей телосложения животных отдельных стад и пород. Для изучения линейного роста подопытных бычков периодически снимались 9 промеров. Значения всех промеров у всех групп изучаемых животных с возрастом увеличивались. По высоте в холке, высоте в крестце и обхвату пясти за все периоды выращивания наивысшие результаты показали животные симментальской породы. В 3 месяца у бычков I группы показатель глубины груди был выше, чем у 2 и 3 групп на 1,5 (Р<0,95) и 2,1 см (Р>0,98) соответственно. В 6-ти месячном возрасте у симментальских бычков этот промер был больше, чем у обраков на 0,7 %, но меньше чем у помесей на 4,57 %.
После отъема в 12 месяцев максимальными показателями глубины груди обладали животные II группы, а минимальными – I группы. В 15 и 18 месяцев лидирующие позиции по этому промеру вернулись к бычкам симментальской породы.
Рассматривая показатель ширины груди за лопатками, следует отметить, что в 3 месяца он оказался выше у животных I группы (18,0 см), чем у II (16,1 см) и III (16,7 см) групп. Уже в 6 месяцев этот показатель у симменталов оказался наименьшим и отличался от обраков и помесей на 5,7 и 8,7 % соответственно.
С 8 до 15 месяцев достаточной шириной груди обладали бычки II группы, и только в 18 месяцев они незначительно отличались от животных III группы (ниже на 0,2 %).
Косая длина туловища в 3 месяца была больше у помесных бычков (87,6 см), чем у симменталов (85,5 %) и обраков (83,6 см). В 6 месяцев максимальное значение этого показателя было у животных I группы, а бычки II и III групп отличались от них на 5,9 (Р>0,90) и 4,8 см соответственно.
До 15 месяцев лидирующее положение по косой длине туловища осталось за чистопородными симменталами. В 18 месяцев самым высоким показателем обладали бычки II группы, а животные I и III групп имели значение промера ниже на 1,1 и 2,2 % соответственно.
В 3-х месячном возрасте наибольший обхват груди за лопатками показали помеси, затем идут симменталы и обраки. Самым низким этот промер в 6 месяцев оказался у животных II группы (112,8 см), бычки I и III групп отличались от них на 3,5 и 1,5 см соответственно. Уже в 8 месяцев ситуация изменилась и бычки обракской породы заняли лидирующие позиции и имели показатель обхвата груди больше, чем у симменталов на 3,6 % и чем у помесей на 2 %. В период с 12 до 18 месяцев этот промер оставался максимальным у животных III группы, а минимальным – у I группы.
Показатель ширины в маклоках изменялся следующим образом. Наибольшей величиной этого промера в 3 месяца обладали симменталы. В 6 месяцев они же имели ширину в маклоках ниже, чем обраки на 0,2 см и чем помеси на 1,8 см (Р<0,95). В 8 и 12 месяцев у бычков II группы этот показатель был наивысшим. Максимальная ширина в маклоках в 18 месяцев была у помесных животных, симменталы и обраки отличались от них на 13,5 и 3,4 %
соответственно.
Преимущество в полуобхвате зада за весь период выращивания было на стороне помесных животных.
Для более наглядного представления отличий по промерам был построен экстерьерный профиль животных. За 100 % были приняты значения промеров симментальских бычков в 18 месяцев.
Полученные при измерении животных показатели промеров дают представление лишь о количественном выражении развития отдельных статей, но не характеризуют их качественных особенностей.
Абсолютные величины промеров позволяют лишь сравнить развитие отельных статей тела животного, но не характеризуют пропорции их телосложения. С помощью индексов легче установить различия в конституционных особенностях сравниваемых между собой особей. Поэтому нами были рассчитаны индексы телосложения подопытных бычков.
Индекс длинноногости у всех групп животных с возрастом уменьшался. В 18-ти месячном возрасте он оказался максимальным у животных III группы, а бычки I и II групп отличались по этому показателю на 1,6 и 0,4 % соответственно.
Практически за все анализируемые периоды наибольшим индексом растянутости обладали лимузин-симментальские помеси. Однако в 6 месяцев этот показатель был выше у животных I группы, чем у II группы на 1,1 % и чем у III группы на 2,2 %. Индекс растянутости с возрастом увеличивался у бычков всех групп.
Грудной индекс характеризует форму груди. С возрастом он увеличивался. В 3 месяца грудной индекс незначительно отличался у симменталов и обраков (на 0,3 %), а у помесей он был наименьшим (54,9 %). В остальные периоды максимальным показателем этого индекса обладали животные II группы.
С возрастом тазо-грудной индекс уменьшался, исходя из того, что ширина в маклоках растет медленнее, нежели ширина груди за лопатками.
Индекс сбитости с возрастом увеличивался у всех групп животных. Самые низкие показатели этого индекса были у чистопородных симменталов за все анализируемые периоды. Наибольшие значения индекса сбитости были у обраков в 3 и 8 месяцев, а у помесей – в оставшиеся периоды (6, 12, 15 и 18 месяцев).
Индекс перерослости показывает пропорциональность телосложения, относительное развитие зада по сравнению с высотой в холке. Перерослость в основном свойственна молодняку.
В результате анализа данных по этому промеру было установлено, что индекс перерослости с возрастом уменьшается у всех подопытных бычков.
Относительное развитие костяка показывает индекс костистости. Он незначительно разнится у всех подопытных животных. В 18 месяцев наибольшим значением индекса костистости обладали бычки I группы (18,2 %), а животные II и III групп незначительно отличались друг от друга по этому показателю (на 0,1 %).
В 3 месяца индекс массивности был самым низким у животных симментальской породы, у обраков и помесей он был выше на 3,0 и 5,2 % соответственно. В 6, 8 и 18 месяцев максимальные значения этого показателя имели бычки II группы, а в 12 и 15 месяцев – животные III группы. С возрастом индекс массивности увеличивался.
Индекс мясности в 3 месяца оказался наибольшим у обраков (69,0 %), симменталы и помеси отличались от них на 4,5 и 1,0 % соответственно. Во все остальные возрастные периоды лидирующие позиции по этому индексу занимали животные III группы. С возрастом индекс мясности увеличивался. Разница по всем индексам телосложения оказалась статистически недостоверной.
В связи с этим можно сделать вывод, что помесные бычки и чистопородные обраки обладали наилучшими показателями линейного роста. Они оказались более растянуты, с хорошо оформленной грудью и поясницей и лучшими мясными формами, нежели их симментальские сверстники.
Прижизненные показатели (масса, среднесуточный прирост и относительная скорость роста) не дают в полной степени характеристику мясной продуктивности животных. Поэтому нами были проведены контрольные убои бычков в 15 и 18 месяцев (таблица 1).
Данные свидетельствуют о том, что в исследуемые периоды были получены хорошо обмускуленные туши. С возрастом все продуктивные показатели увеличивались у всех групп животных.
Наибольшей массой парной туши в 15 месяцев обладали бычки II группы (217,7 кг), а животные I и III групп на 20,4 и 1,9 кг соответственно меньше.
В 18 месяцев самым низким этот показатель оказался у симменталов, а самым высоким у помесей. Что касается показателей выхода туш, то максимальные их значения во все рассматриваемые периоды оказались у чистопородных обраков, а минимальные – у симменталов. За 18 месяцев наибольшее количество сала отложилось в организме животных I группы – 9,1 кг, а наименьшее у бычков II группы – 0,8 кг.
Разница недостоверна. Максимальным убойным выходом в 18 месяцев обладали животные породы обрак, а симменталы и помеси отличались по этому показателю на 1,9 и 0,6 % соответственно. Разница статистически недостоверна в обоих случаях.
Таким образом, наилучшие показатели убойных выходов оказались у бычков II и III групп. Это, очевидно, объясняется более высоким потенциалом генотипа животных мясного направления продуктивности, нежели комбинированного.
Основная часть мяса – мышечная ткань (мускулы), на ее долю приходится от 60 % и выше массы всей туши. Она состоит из мускульных волокон. Количество мышечной ткани в тушах зависит от породы животного, возраста и состояния упитанности. Чем выше упитанность, тем меньше содержится мышечной ткани в общем соотношении составных частей мяса и больше жира. Жировая ткань представляет собой соединительную строму, внутри которой находятся жировые клетки. Содержание жира в тушах от 2 %. У мясных пород животных жир откладывается между мышечными пучками, образуя мраморность мяса.
Соединительная ткань состоит из связок, капсул, сухожилий, прослоек между мышцами, фасций. Количество соединительной ткани с возрастом увеличивается.
Кости представляют собой один из видов соединительной ткани. В туше крупного рогатого скота содержание костей колеблется от 7,1 до 32 %.
Соотношение мышечной, соединительной, жировой и костной тканей определяет качество мяса.
При проведении обвалки и жиловки туш в 15 месяцев были выявлены некоторые межгрупповые различия в морфологии туш бычков, представленные в таблице 2.
Лидирующие позиции по содержанию мышечной ткани занимали животные II и III групп, а у бычков I группы этот показатель оказался ниже на 11 (Р>0,95) и 8,73 кг (Р>0,90) соответственно. В этом возрасте относительное содержание костей в полутуше симменталов было больше, чем у обраков и помесей.
Значительных отличий по содержанию соединительной ткани в полутуше не выявлено, хотя и по этому показателю на первом месте оказались бычки I группы.
Выход мякоти на 1 кг костей в 15 месяцев был больше у обраков, это больше, чем у симменталов на 9,3 % и чем у помесей на 3,8 %.
Анализ данных таблицы 2 и 3 свидетельствует о том, что количество мышечной ткани в полутушах бычков симментальской породы возросло на 1,4 %, в то время как у обраков и помесей этот показатель увеличился на 0,3 и 0,7 % соответственно.
Что касается жироотложения, то максимальное значение этого показателя в 18 месяцев так и осталось у животных I группы – 4,5 кг или 3,8 %, а минимальным значением обладали бычки III группы – 4,1 кг или 3,1 %. Все это говорит о том, что в последние 3 месяца откорма увеличился процесс отложения жировой ткани в мышечную.
Процентное соотношение костной ткани с возрастом уменьшалось у всех групп животных и было наивысшим у бычков I группы (16,3 %), чем у животных II и III групп.
Относительное содержание соединительной ткани с возрастом незначительно увеличилось у всех групп животных на 0,1 %.
С возрастом выход мякоти на 1 кг костей увеличился у симменталов на 0,55 кг (Р>0,95), а у обраков и помесей на 1,15 (Р>0,99) и 0,74 кг (Р>0,99) соответственно.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что бычки обракской породы и лимузин х симментальские помеси превосходили симменталов во все исследуемые периоды по всем показателям.
Выводы. Анализируя основные аспекты экстерьера животных и их мясной продуктивности можно отметить, что чистопородные обраки и помесные животные характеризовались меньшим индексом длинноногости, что вызвано энергичным ростом грудной клетки в глубину. Также более увеличен тазогрудной индекс, что связано с увеличением задней трети туловища, являющейся характерным показателем для скота мясных пород и помесей молочного и комбинированного скота по сравнению с животными мясных пород. Бычки мясной породы и помеси имели выше индексы растянутости, сбитости и массивности. Они характеризовались хорошими мясными формами, большим потенциалом роста живой массы и высокими убойными показателями.
Использование бычков обракской породы и помесей лимузинов с симменталами 1 поколения является хорошим резервом для увеличения производства высококачественной говядины.
На основании экстерьерной оценки, а также показателей промеров и индексов телосложения бычков можно утверждать, что помесные бычки и чистопородные обраки обладали наилучшими показателями линейного роста. Они оказались более растянуты, с хорошо оформленной грудью и поясницей и лучшими мясными формами, нежели их симментальские сверстники.
В результате контрольных убоев животных были получены тяжеловесные туши. Их масса в 15 и 18 месяцев была у бычков симментальской породы – 197,3 и 238,8 кг, у обракской – 217,7 и 266,7 кг, у помесных бычков – 215,8 и 267,1 кг соответственно. С возрастом показатель убойного выхода увеличивался у всех групп животных и в 18 месяцев был наибольшим у обраков (59,2 %), а наименьшим у симменталов (57,3 %).
Генотип подопытных бычков повлиял на морфологический состав туш. В 15 месяцев в тушах животных симментальской породы содержалось мякоти 78,9 %
при выходе мякоти на 1 кг костей 4,40, у бычков обракской породы – 80,5 % и 4,81, у помесей – 79,9 % и 4,63.
В 18 месяцев эти показатели повысились до 80,5 % и 4,95 у симменталов, до 82,2 % и 5,52 – у обраков и до 81,6 % и 5,37 – у помесей.
Маньшин А.А., кандидат с.-х. наук,
Кибкало Л.И., доктор с.-х. наук,
профессор, ФГБОУ ВО Курская ГСХА
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.