В залив Петра Великого во Владивостоке выпущено 10 тысяч мальков краба. Проект реализован компанией “Антей” в сотрудничестве с учеными Национального научного центра морской биологии. Цель эксперимента - восполнить популяцию камчатского краба, как для восстановления экосистемы (краб ограничивает распространение в акватории залива морских ежей и звезд, при этом сам является едой для рыбы и головоногих моллюсков). А есть коммерческая составляющая эксперимента - дальнейший промышленный вылов?
Осенью прошлого года компании, выигравшие аукционы на вылов краба, готовы были заявить о крабовом дефолте, в связи с отсутствием ресурсов. При этом упор делался на невозможность обеспечить его добычу - многие компании еще не ввели в эксплуатацию краболовы и траулеры. А вот резкому снижению популяции камчатского края мало кто уделил внимание. И только с появлением информации о возможных повторных крабовых аукционов в следующем году, инвесторы забеспокоились - какой объем крабов они смогут выловить? Судя по всему, и на нынешних победителей торгов крабов не хватит, а с появлением новых участников рынка надежды отбить вложения инвесторов за счет добычи продукции становятся еще призрачнее.
Выпуск мальков краба говорит о появлении у компаний ответственности за возобновление ресурсов, которые помогают им зарабатывать деньги. Вопрос в том, что сегодня краба производят одни, а через несколько лет его выловят все.
Специалисты компании “Антей” утверждают, что в отличие от практики зарыбления участка мальком рыбы, когда выпускающая сторона претендует на объемы вылова, их эксперимент с направлен исключительно на восстановление экосистемы и популяции краба. При этом утверждается, что успешные результаты эксперимента открывают большие перспективы для развития нового направления аквакультуры - разрабатываемая несколько лет технология позволит в дальнейшем успешно культивировать и воспроизводить ценных промысловых морских гидробионтов.
В последнее время интерес к различным направлением аквакультуры растет. Фермеры занимаются не только разведением прудовой рыбы, но и выращивают в садках осетров и стерлядей для получения икры, в установках замкнутого цикла комфортно чувствуют себя пресноводные гигантские креветки и австралийские раки.
Но на ферме все более-менее ясно: запустил малька и сколько вырастил рыбы, столько у тебя и есть. В каком направлении будут развивать ученые технологию по производству и выпуску малька краба в открытое море? Будет ли это поиск удешевления производства, чтобы компании не особо ощущали финансовую нагрузку при производстве малька, или же все сведется к созданию крупных ферм по выращиванию краба?
Может быть, рыболовецкие компании нужно обязать производить или закупать мальков краба в соответствии с объемами вылова? Например, очень актуальна идея о восполнении речных рыбных запасов предприятиями, негативно влияющих на экосистему рек на берегах которых они расположены.
В Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса России до 2030 года, разработанной Минсельхозом и Росрыболовством, мы такую идею не нашли. В документе утверждается, что объем производства продукции товарной аквакультуры, включая посадочный материал, в 2030 году должен составить 618 тыс. тонн. Имеется в виду коммерческий посадочный материал, производимый на продажу, или ресурсный, который будет производиться для свободного выпуска в рамках восполнения популяции того или иного вида, не оговаривается.