В условиях санкций рыбоводы, как и все агропроизводители столкнулись с трудностями - это и рост цен, и проблемы с поставками семян и кормов, и отсутствие качественных запчастей, и кадры, которых надо удерживать повышением. Но, главная беда, считают фермеры, пришла откуда не ждали - чиновники, причем именно те, которых государство призвало помогать производителям, обеспечивающим в эти сложные времена продовольственную безопасность страны. Фермеры по всей стране жалуются на возросшую административную, контрольно-надзорную нагрузку, и это при том, что в марте этого года был введен государственный мораторий на проверки бизнеса.
За последнее время у меня прошло несколько судов, от каких-то штрафов удалось отбиться, какие т пришлось оплатить и уже судиться за возврат,- рассказывает директор ЗАО “Павловскрыбхоз” Михаил Дмитриевич Назарьев. - Даже сейчас, когда президент объявил мораторий к нам приезжают проверки из различных инстанций и выписывают штрафы. У нас, говорят, до моратория, приказ вышел на проверки и мы его исполняем. Понимаете, беззаконие творится. Им, главное - палочки-галочки, хоть за что протокол выпишут. Будь хоть трижды в хозяйстве идеально, все равно найдут за что выписать, раз приехали.
Михаил Дмитриевич показывает нам один из последних штрафов, выписанных Россельхознадзором. В чем оказалось виновато хозяйство?
Вот, прислали бумагу, назначили два штрафа: 15 тысяч и 25 тысяч рублей,- поясняет директор. Мы задекларировали пшеницу в аккредитованной лаборатории, я смотрел - контора в официальных списках зарегистрирована, в налоговой. Нам вручили документ с печатью, все хорошо. Проходит время, и Россельхознадзор “проснулся” - оказывается, эта лаборатория не входит в списки Таможенного союза. И нам штрафы! Да откуда я все должен знать, это же не моя компетенция. лаборатория работает, налоги платит, но оказывается, декларации, ею выданные, не действуют. Кто это должен проверять, я? А потом и другие фермеры попали на штрафы аж 300 лабораторий таких работало. Получается, нас, фермеров, обманули, так мы еще за это и штрафы платим. Где здравый смысл? Разве нас государство защищает? Нет, чиновники от его имени действуют только во вред человеку.
От трудовой инспекции штраф, - продолжает Михаил Назарьев, - из-за технической ошибки в документах 65 тысяч и 50 тысяч, на предприятие и на должностное лицо. Судимся. Пожарная инспекция - штраф ждем. Я согласен, дело важное, но требования какие! Фермер должен содержать пожарную команду, обученную и экипированную, инструмент иметь, отдельный трактор иметь для противопожарных мероприятий. Да кто это выполнит, если фермеры на посевную кредиты берут? Рыбоохрана вот каким боком к аквакультуре? Но тоже 4 штрафа: 150 тысяч, 100 тысяч, 10 и 8 тысяч рублей, представляете? Якобы мы не должны спускать воду. Так это наша работа, это требование технологии и ветеринарных правил. А им что? Выписали непонятно на каком основании. Не согласен - судись. Вот и судимся, а работать некогда. Да и деньги, которые на суды и штрафы пошли, лучше на развитие пустить. Но разве чиновникам что докажешь? А еще природнадзор, санитарные службы, ГИБДД, я даже не успеваю запомнить, как все они правильно называются сейчас…
Если бы мораторий реально работал, и предприятие было бы избавлено от проверок, то, по утверждению Михаила Назарьева, ЗАО “Павловскрыбхоз” смогло бы увеличить производство на 25% в первые один-два года, а затем продолжить ежегодно наращивать мощности.
Уже не раз фермеры, на вопрос о помощи государства отвечают: не надо помощи, просто не мешайте! Да, это не значит, что производители хотят избавиться от контроля и творить беззаконие. Они просят чиновника не видеть в них врагов, не “душить” за ошибки, не тащить в суды по каждой незначительной ситуации.
Какие еще проблемы вынужден решать директор рыбоводного хозяйства вместо развития производства? Продолжим разговор.