Одним из проблемных моментов получения гранта на развитие животноводческой фермы было обязательное условие покупки скота только в специализированных племенных хозяйствах. Купить животное у соседа-фермера было нельзя, даже если телка, например, получена от производителей приобретенных на племпредприятии. Фермеры же без образования юридического лица не могли заниматься племенным разведением скота. Даже продажа племенного поголовья фермера вызывало много вопросов.
Например, имел ли право продать фермер поголовье, ранее приобретенное в племенном хозяйстве, если передумал заниматься животноводством и реализует имущество фермы? Как правило, такое поголовье продавалось по цене на 20-30% ниже, чем племенной скот, но чуть дороже товарного скота, при условии доверительных отношений продавца и покупателя.
С 1 сентября вступает в силу Федеральный закон «О племенном животноводстве». Теперь закон разрешает фермерам заниматься разведением племенного поголовья, получать субсидии на развитие этого направления, участвовать в госпрограммах наравне с крупными племпредприятиями.
Какие плюсы и минусы видят фермеры в новом законе?
Фермеры, покупающие скот, отзываются о новом законе, в основном, положительно. Часто условиями гранта оговаривается количество животных, которое невозможно купить сразу в одном месте и даже в одном регионе. Грантовикам приходилось покупать поголовье частями, в нескольких хозяйствах. На поиск тратилось время, а на перевозку животных деньги, которые нужно было доставать из собственного кармана, что для фермера фактически увеличивало его вклад в софинансирования гранта. А чем дальше переезжает животное, тем выше риск для его здоровья, тем сложнее привыкание к условиям новой фермы и кормовой базе.
Так фермеры Анна и Евгений Владимировы из Саратовской области, получившие грант как начинающие фермеры на создание и развитие молочной фермы столкнулись в свое время с проблемой покупки племенного скота. Из предусмотренных 28 голов КРС половина была приобретена в одном племхозяйстве, половина в другом. Предприятия-продавцы были расположены не близко от фермы Владимировых, затраты на перевозку составили значительную часть собственных вложений фермеров.
Фермеры, желающие разводить и реализовывать племенной скот относятся к новому закону двояко. С одной стороны, они теперь могут не только заниматься разведением племенного скота, но и реализовывать его по достойной цене, участвовать в грантовых программах как хозяйства, имеющие право заключать договора с грантополучателями.
Но, есть нюанс. Покупка скота в племенном хозяйстве не всегда гарантирует отсутствие проблем с качеством и здоровьем поголовья. И это видно на примере все тех же фермеров Владимировых. Если первая партия нетелей, купленных в одном хозяйстве вопросов не вызывала, то вторая партия из другого хозяйства оказалась проблемной. Во время отела выявились проблемы как у взрослых животных, так и у телят, большинство которых родились с врожденными заболеваниями. Часть телят погибла, пришлось зарезать одну корову. На лечение остальных были потрачены немалые средства. Самостоятельно предъявить претензию продавцу фермеры не могли, так как не являются стороной сделки, которое заключает продавец и государство в лице казначейства. А рассмотрение дела чиновниками погрязло в бумажной волоките и сошло на нет
подробнее ...Анна Владимирова: «Грант не защищает от приобретения некачественного скота»
Поэтому многое фермеры, занимающиеся племенным разведением, считают, что не нужно присваивать племенной статус предприятию или хозяйству. Нужно оценивать животное, выдавать племсвидетельство через породные ассоциации. Именно так делается в странах Европы, откуда до недавнего времени в россию завозилось огромное количество племенного скота. Племенное животное, а не хозяйство целиком, главная и точная единица, по которой можно оценивать племенную работу. Но в пока в этом вопросе единственное работающее решение - система племенных хозяйств и репродукторов. Механизм контроля этой системы более-менее работает, а остальные варианты и их контроль организовать пока сложно.